Каждый руководитель объекта защиты обязан соблюдать на используемом в процессе осуществления деятельности объекте установленные требования пожарной безопасности, а за их нарушение несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
Законодательным актом, определяющим основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, является Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», он же устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.
Статьей 6 указанного закона предусмотрен вариативный подход к обеспечению пожарной безопасности объекта.
Теперь собственник объекта сам вправе выбирать, выполнением какого из двух условий обеспечить пожарную безопасность объекта:
- в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные соответствующими техническими регламентами, и нормативными документами по пожарной безопасности;
- в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные соответствующими техническими регламентами, и комплекс мероприятий, при котором пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом 123-ФЗ.
Альтернативным государственному пожарному надзору способом подтверждения соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности).
Независимая оценка пожарного риска – это деятельность по оценке соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности.
Независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности) возможно проводить на всех объектах. В случае выбора формы оценки соответствия объекта защиты в форме независимой оценки пожарного риска необходимо правильно подобрать аудитора.
При выборе аудитора необходимо знать, что независимая оценка пожарного риска может быть проведена организацией, аккредитованной в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
В ходе независимой оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности руководителю объекта ничего делать не нужно – все необходимое сделает аудитор:
- проведет анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
- обследует объект защиты для получения объективной информации о состоянии его пожарной безопасности, возможности возникновения и развития пожара, а также для оценки выполнения условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- при необходимости, проведет необходимые исследования, испытания, расчеты и экспертизы, в том числе расчеты по оценке пожарного риска;
- подготовит заключение с выводом о выполнении или невыполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, и в случае их невыполнения разработает комплекс мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
После поступления в орган государственного пожарного надзора заключения о независимой оценке пожарного риска до утверждения ежегодного плана, плановая проверка в отношении объекта защиты может быть запланирована только:
- по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;
- по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.
Если же Ваш объект защиты уже попал в план плановых проверок, то запланированная плановая проверка будет проведена в установленный срок, однако, благодаря наличию у руководителя объекта заключения о независимой оценке пожарного риска с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, ее проведение будет носить определенные особенности. Необходимо предъявить заключение о независимой оценке пожарного риска должностному лицу, проводящему проверку, в момент начала ее проведения.
При проверке должностное лицо органа ГПН:
- проведет анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты, для оценки правомочности выбранных аудитором исходных данных;
- обследует объект защиты для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности только в части выполнения организационных мероприятий – требований «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Кроме того, если вы считаете, что нормативными документами по пожарной безопасности выдвигаются завышенные требования (например, наличие систем противопожарной защиты или количества и размеров эвакуационных выходов и.т.п.), вы также можете провести независимую оценку пожарного риска. Это позволит собственнику объекта разработать эффективную систему обеспечения пожарной безопасности объекта, соответствующую Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, но при этом требующую меньше финансовых затрат.
И.о. Главного государственного инспектора
Балашовского района по пожарному надзору
А.А. Алферьев